Beautiful Umbria (beautifulumbria) wrote,
Beautiful Umbria
beautifulumbria

Categories:

Перуджа и ее загадки: история одной картины

Картину Рафаэля «Снятие с креста», законченную в 1507 году, многие могли видеть в Галерее Боргезе в Риме. Но ее история тесно связано не с Вечным городом, а с Перуджей, с насыщенным событиями периодом в жизни города и с самой влиятельной и могущественной семьей региона — Бальони.



Эту работу заказала молодому Рафаэлю Санти знатная перуджинская дама Аталанта Бальони. Лицо одного из героев полотна имеет определенную схожесть с ее сыном, Федерико Бальони, больше известным под именем Грифонетто, убитым в Перудже в 1500 году. 24-летний Грифонетто вступил в коварный сговор со своими родственниками, цель которого было убийство всех мужчин из рода Бальони и захват власти в городе. В историю эта резня вошла под названием «Кровавая свадьба» (Nozze rosse), так как убийства были запланированы на дни, в которые проходили свадебные гуляния в честь бракосочетания Асторре I Бальони и Лавинии Орсини Колонны. “От времен Франциска Ассизского и до дней Рафаэля Перуджа была ареной непрекращающейся борьбы партий, сословий, родов, личностей, принимавшей всегда самые неприкрытые формы человекоистребления. Ни один из итальянских городов не упорствовал так в распрях и в мщениях, ни в одном не удерживалась так долго атмосфера средневековой непримиримости. В то время, когда Флоренция Лоренцо Великолепного едва вспоминала об ушедших в прошлое раздорах гвельфов и гибеллинов и мир просвещенного единодержавия, казалось, навсегда утвердился в Милане, в Ферраре, в Мантуе, в Урбино, в Неаполе, одна лишь Перуджа продолжала кипеть мелочными перипетиями междоусобной войны”, – писал Павел Муратов в «Образах Италии».

Посмотрите на герб семьи Бальони: даже ангелы имеют явно не ангельское выражение лица.





Грифонетто, называемый так в честь своего отца Грифоне Бальоне, был единственным законным наследником на власть в городе, которую, тем не менее, захватили его более опытные и взрослые родственники — Гуидо I и Родольфо I. Юноша очень остро отреагировал на такую несправедливость и затаил обиду, в итоге вылившуюся в кровавое побоище, память о котором жива в Перудже до сих пор.

Вот так выглядела Перуджа в год "кровавой свадьбы" - 1500.



Вот как описывает Грифонетто историк Франческо Матараццо: «…по красоте являл он собою нового Ганимеда и был богаче, чем кто-либо другой из рода Бальони, и владел домом прекраснее, чем дома всех остальных, взятые вместе». Все это позволило ему найти себе достойную партию и в 18 лет жениться на красавице Зенобие Сфорца, дочери Гуидо II Сфорца и Франчески Фарнезе, которая родила ему троих сыновей и дочь. Но семейного уюта, шикарного палаццо, живого льва в качестве домашней кошки и объятий красивой жены Грифонетто для полного счастья явно не хватало, и он поддался на уговоры своего дяди, незаконнорожденного Филиппо II Бастарда, и кузена Карло Барчилья, которые подогрели бушующее в юноше чувство несправедливости и желание захватить власть в городе. Впрочем, Грифонетто далеко не сразу согласился на этот заговор, поэтому Карлу и Филиппо пришлось прибегнуть к клевете — они сообщили юноше, что его супруга изменяет ему с Джампаоло Бальони, признанным сердцеедом и отважным воином. Пойти на убийство родных братьев и дядек оказалось не так сложно, когда в итальянской крови закипела ревность…

30 июня 1500 года в Перудже начинают праздновать роскошную, богатую, изысканную свадьбу, но финал ее 14 июля оказывается трагичен — невеста и жених убиты, как и большая часть мужчин семейства Бальони, на которых напали ночью, после двух недель бесконечных свадебных пиров, найдя идеальный момент,  когда они явно не ждут никакой атаки и не могут ответить на покушение. «Прекрасный, гордый и непобедимый, как сам Марс» Асторро предательски смертельно ранен после того, как сам открыл дверь злоумышленникам, и не допустив мысли, что звук родных голосов может нести для него опасность. Итог — смертельные раны, его сердце вырвано из груди, а голое тело выброшено на улицу… Обезумевшая от страха юная невеста Лавиния Колонна бросается на тело мужа и тоже получает смертельные раны. Один из немногих выживших в этой резне — блистательный воин Джампаоло Бальони, самый влиятельный и опасный член семьи, который успевает укрыться в домах студентов, находившимся рядом с его дворцом, и переодетым быстро покидает город. Удирают и некоторые другие члены семьи, услышав шум и быстро приказавшие себе приготовить коня для молниеносного побега из города.

15 июля — день победы Грифонетто над городом и семьей, единственный день, когда он вместе с кузеном Карло чувствует себя полноценным властелином и правителем. Но беда не приходит одна, и кровавая вендетта получает свое продолжение: мать Грифонетто, Аталанта, проклинает сына за ужасный сговор против членов собственного семейства. К проклятиям присоединяется и жена, и обе женщины покидают палаццо Грифонетто, забрав с собой детей и облачившись в траур.

Тем временем в Перуджу возвращается чудом спасшийся Джампаоло вместе с кузеном Джентиле I и войском, и судьба юного синьора Перуджи предрешена. Единственные спасшиеся в той кошмарной битве Бальони завершают вендетту, нанеся Грифонетто смертельные раны. Молодой Бальони умирает прямо в центре Перуджи на руках своей матери, которая переживает буквально за считаные часы путь от проклинания сына до прощения и горя. После последнего вздоха сына мать сняла с него окровавленный плащ и принесла его на ступени Дуомо, воскликнув: «Пусть же это будет последняя кровь, пролитая в Перудже!» Этой истории нашлось место даже в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: «Грифонетто Бальони в нарядном камзоле и усаженной алмазами шляпе на акандоподобных кудрях, убийца Асторре и его невесты, а также Симонетто и его пажа, столь прекрасный, что, когда он умирал на желтой piazza Перуджи, даже ненавидившие его не могли сдержать слез, а проклявшая его Аталанта благословила его».

Грифонетто похоронили в семейной капелле Бальони в Церкви Святого Франциска (Chiesa di San Francesco Al Prato) в Перудже. Молодой художник Рафаэль, в те годы бывший учеником знаменитого живописца Пьетро Перуджино, написал картину, которую убитая горем женщина хотела повесить над могилой сына. Рафаэль завершил заказ к 1507 году, изобразив на нем не только Грифонетто, но и саму Аталанту в образе Мадонны, и супругу Зенобию в образе Марии Магдалены. Сам Грифонетто изображен в юноше, держащего ноги Иисуса Христа — мы видим очень привлекательного молодого человека, который явно выбивается из общего контеста, его лицо почти ничего не выражает, тогда как остальные герои переживают бурную массу эмоций. Очень интересен взгляд Грифонетто — он словно смотрит в пустоту, поверх всех персонажей. Эта тонкая игра Рафаэля не была случайной, и, хотя главным героем полотна несомненно является Иисус, фигура юноши сразу привлекает внимание и является центральной для каждого зрителя. Также он умышленно написан между двумя центральными женскими образами — своей матери и любимой жены, на руках и под слезами которых он и прожил последние минуты своей короткой жизни.



Известно, что художник долго трудился и создал 16 эскизов будущего шедевра, великолепно передавшего материнскую боль от потери любимого сына. После того, как картина появилась в перуджинской церкви, Рафаэля вызвали на работу в Рим, где он стал официальным живописцем папского двора. «Снятие с Креста» оставалось в Капелле Бальони до 1608 года, а потом ее тайно вывезли из церкви монахи по приказу Папы Павла V, в качестве подарка племяннику Шипионе Боргезе, который высоко оценил картину во время своей учебы в Перудже и много раз приходил в церковь, чтобы полюбоваться на нее.

Вот некоторые из эскизов Рафаэля:





Разумеется, перуджинцы протестовали против вывоза столь значительной для истории города работы, на что Папа ответил весьма «щедро», отправив в столицу Умбрии неплохо сделанную копию. Речи о том, чтобы вернуть городу оригинал, и не шло.
Прошли века, но Перуджа помнит о «кровавой свадьбе» и о блистательных воинах из семьи Бальони…

Оригинал статьи: http://www.umbriabeautiful.com/sito/ru/?p=3123
Tags: umbriabeautiful.com, Перуджа, Умбрия
Subscribe

Posts from This Journal “Перуджа” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments